Последнее время в петербургской журналистике укоренилось странное низкопоклонство перед чужими авторитетами. Д.Циликин, А.Секацкий, А.Хаменко, К.Долинина и многие другие авторы либо усиленно цитируют НАТОвских мыслителей, либо пытаются доказать несостоятельность местной художественной традиции, забыв о любви к рородному пепелищу и отеческим гробам. Возможно это связано с недостаточным знанием родной петербургской классики. Сусанин предлагает освежить в памяти лучшие страницы Пушкина, Лермонтова, Крылова и Тургенева.

Редакция

Особенность статей об искусстве в петербургской прессе последних лет выражается в том, что по заметке о выставке, диалогу о художнике или рецензии на книгу мы практически ничего не можем узнать о выставке, художнике или книге. Можно с легкостью составить психологический портрет пишущего, узнать подробности его быта, отметить конфликты половой жизни и увидеть, что было бы явно лучше, если бы выставки, художника, или книги не существовало вообще, как объектов недостойных внимания, поскольку его достоин исключительно автор статьи, у которого жизнь может быть не так сложилась, а то бы он сам стал великим художником, куратором, критиком. Таким образом, если задача газетно-журнальных статей об искусстве - уничтожение объекта описания, а точнее - предлога описания, то с этой задачей люмпен-журнализм от искусства вполне справляется.

Виктор Мазин

И.А.Кылов.
СВИНЬЯ
А.С.Пушкин.
САПОЖНИК (Притча)
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ.
Журналист, читатель и писатель

Свинья на барский двор когда-то затесалась;
Вокруг конюшен там и кухонь наслонялась;
В сору, в навозе извалялась;
В помоях no-уши досыта накупалась:
И из гостей домой
Пришла свинья - свиньей.
"Ну, что ж. Хавронья, там ты видела такого?"
Свинью спросил пастух;
"Ведь идёт слух,
что всё у богачей лишь бисер да жемчуг;
А в доме, так одно богатее другого?"
Хавронья хрюкает: - "Ну, право, порют вздор.
Я не приметила богатства никакого:
Всё только лишь навоз, да сор;
А кажется, уж не жалея рыла,
Я там изрыла
Весь задний двор".

Не дай бог никого сравненьем мне обидеть!
Но как же критика Хавроньей не назвать,
Котрый, что ни станет разбирать.
Имеет дар одно худое видеть?


Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
"Мне кажется, лицо немного криво...
А эта грудь не слишком ли нага?"
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
"Суди, дружок, не свыше сапога!"

Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но чёрт его несет судить о свете:
Попробуй он судить о сапогах!


Читатель

[...]

Когда же на Руси бесплодной,
Расставшись с ложной мишурой,
Мысл ь обретет язык простой
И страсти голос благородный?

Журналист

Я точно то же говорю;
Как вы, открыто негодуя,
На музу русскую смотрю я.
Прочтите критику мою.

Читатель

Читал я - Мелкие нападки
Па шрифт, виньетки, опечатки,
Намеки тонкие на то,
Чего не ведает никто.
Хотя б забавно было свету!
В чернилах ваших, господа,
И желчи едкой даже нету,
А просто грязная вода.

И.С.ТУРГЕНЬЕВ. Из "Стихотворений в прозе"

«ДУРАК»  

Жил был на свете дурак.
Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.
Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?
Внезапная мысль озарила его наконец его темный умишко... И он, нимало не медля, привел ее в исполнение.
Встретился ему на улице знакомый - и принялся хвалить известного живописца.
- Помилуйте! - воскликнул дурак. - Живописец этот давно сдан в архив... Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал... Вы - отсталый человек.
Знакомый испугался - и тотчас согласился с дураком.
- Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! - говорил ему другой знакомый.
- Помилуйте! - воскликнул дурак. - Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на неё давно махнули рукою. Вы этого незнаете? Вы - отсталый человек.
И этот знакомый испугался - и согласился с дураком.
- Что за чудесный человек мой друг N.N.! - говорил дураку третий знакомый. - Вот истинно благородное существо!

- Помилуйте! - воскликнул дурак. - N.N. - заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы - отсталый человек.
Третий знакомый тоже испугался - и согласился с дураком, отступился от друга.
И кого бы, что бы ни хвалили при дураке - у него на все была одна отповедь.
Разве иногда прибавит с укоризной: - А вы ещё верите в авторитеты?
- Злюка! Желчевик! - начинали толковать о дураке его знакомые. - Но какая голова.
- И какой язык! - прибавляли другие. - О, да он талант!
- Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.
И дурак стал критиковать все и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.
Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, - сам авторитет - и юноши перед ним благоговеют и боятся его.
Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть... в отсталые люди попадешь!
Житье дуракам между трусами.

«ПИСАТЕЛЬ И КРИТИК»

Писатель сидел у себя в комнате за рабочим столом. Вдруг входит к нему критик.
- Как! - воскликнул он, - вы все ещё продолжаете строчить, сочинять, после всего, что я написал против вас? После всех тех больших статей, фельетонов, заметок, корреспонденции, в которых я доказывал как дважды два четыре, что у вас нет - да и не было никогда - никакого таланта, что вы позабыли даже родной язык, что вы всегда отличались невежеством, а теперь совсем выдохлись, устарели, превратились в тряпку?
Сочинитель спокойно обратился к критику.
- Вы написали против меня множество статей и фельетонов, - отвечал он, - это несомненно; но известна ли вам басня о лисе и кошке? У лисы много было хитростей - а она все-таки попалась; у кошки была только одна: взлезть на дерево... и собаки её не достали. Так и я: в ответ на ваши статьи - я вывел вас целиком в одной только книге: надел на вашу разумную голову шутовской колпак - и будете вы в нём щеголять перед потомством.
- Перед потомством! - расхохотался критик, - как будто ваши книги дойдёт до потомства! Лет через сорок, пятьдесят их никто и читать не будет.
- Я с вами согласен, - отвечал писатель, - но с меня и этого довольно. Гомер пустил на вечные времена своего Ферсита; а для вашего брата и полвека за глаза. Вы не заслуживаете даже шутовского бессмертия. Прощайте, господин... Прикажете назвать вас по имени? Едва ли это нужно... все произнесут его и без меня.



...ИСЬ ЗАРАЗУМ ИНСТИТУТЫ, ИНСТИТУЦИИ И ИНСТИТУТКИ

Семена, посеянные АПЧХИ (Ассоциация Поддержки Чрезвычайных Художественных Инициатив) и ПУК (Петербургский Университет Культуры) прошлым летом на ниве творческой мысли о современной культуре, приносят прекрасные плоды, С.Ануфриев, В.Лукка, доц. А.Курбановский, А.Кукин, А.Китаев, Ю.Лейдерман, проф. Линник, А.Драгомощенко, М.Колдобская, В.Кондратьев, Г.Морев, А.Митрофанова, Д.Пиликин, А.Хлобыстин, Е.Кондратьев, О.Суслова, проф. А.Грякалов, А.Кострома и др. - все эти мыслители и художники, выступавшие на семинарах "Маргинальная академическая мысль и современное искусство" проф. В.Савчука, "Гуманитарное ателье "Амплитуда" А.Скидана и Д.Голынко-Вольфсона и "Арт-Локус-Транзит" С. Веселовой превратили крупнейший центр современного искусства - "Пушкинская-10" еще и в главный интеллектуальный центр Петербурга. Многие художники воспринимают семинары, как возможность пожаловаться. Так, Лукка сетовал на печальную судьбу России, Китаев - на отсутствие учителей (почему сам не воспитает ученика?), Кострома - на отсутствие "братьев по разуму". Некоторые семинары собирают более полусотни человек. На выступление Лукки собрались лучшие бороды "Пушкинской" Выделялась "испаньолка" Ковальского, "карабаска" Воинова, "полутолстовка" Орлова-ст., "евангелистка" самого докладчика. Бороды опять вошли в моду среди художников. Те же, кто природой лишен растительности на лице и стыдятся ходить со "скобленым рылом" стали прибегать к накладным бородам. В последнем отличился А. Хлобыстин, повидимому полагающий, что сила нон-конформистского духа заключена в этом признаке мужественности. Но вряд ли благодаря этой клуонаде бывалые художники примут его за своего.
Реально тревожащим выглядит факт, что за стеной Галереи-103, в которой проходят перечисленные семинары, находится центр кибер-материзма Актугановой/Митрофановой, где заседает семинар "Далила". Программа семинара не известна, но "научная" терминология киберматеристок ("ножницы", "серп", "тело без органов", "разрыв") настораживает.

С.И. Далилина

Раньше в Петербурге был Институт Современного Искусства Энвера Байкеева, работавший за всех. Сначала все смеялись над Байкеевым, но стоило ему выронить знамя ИСИ из рук, как тут же на смену павшему поднялись десятки новых бойцов. В настоящий момент в СПб функционируют: Институт Современного Искусства при СПб Университете Швембергера-Каминкера, Академия Современного Искусства "40 Бессмертных", ЦСИ Дж.Сороса, ГЦСИ МК РФ, Европейский Университет Р.Григорьева, Барт-Колледж, Товарищество "Свободная Культура", "Митьки-ВХУТЕМАС", Общество "А/Я", НАИИ, ЦСИ им, Дягелева и т.д. Организаторы современного искусства, объединяйтесь!

А.Я.Колобковский

 
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА

В начале 80-х известный кинематографист Дебил открыл в Ленинграде ШКОЛУ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ. Занятия в этом учебном заведении в основном сводились к беганью по лесу со спущенными штанами. Школа дала миру много талантливых людей - кинорежисеров, актеров, художников и музыкантов: Мертвого, Свинью, Комсомолку, Серпа, Безрукого, Хуа-Гофена, Джигита, Аникеенко, Тенёва, Юфу и др. Недавно в АПЧХИ состоялось чевствование Дебила, работающего ныне в Берлине, на котором один из лучших выпускников школы - Циркуль голый ползал по залу. В кинотеатре "Молодежный" с успехом проходит ретроспектива Юфита, на которой тот же Циркуль исполнял песню "В лесу родилась елочка", написанную его дедом к первой кремлевской елке. Старые дубы и пни породили молодую поросль - в подземных теплицах галери "Борей" взошли "Новые Тупые", активно выходит их журнал "Максимка".

А.Хлобыстин

 
ЭМОЦИАНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА

"Все гениальные мысли просты",- сказал Л.Толстой. Такой простой мыслью недавно обогатил искусствознание философ-журналист А.Секацкий (он же автор "эмпирического критерия философии") на страницах газеты "Час Пик". Оказывается, современное искусство построено на элементарной зависти. Произведения Дюшана, Бойса и Энди Уорхола аппелируют к нераскрытым авторам котрые думают: "Вот надо же, он такое выставил, а о нем все говорят, пишут, а я-то кто? Я мог бы так же сделать". Коварные гении модернизма "умело дозируя яд-фармакон" заранее знают, что на самом деле другой "так - не сможет", и тем обеспечивают себе успех. Эксперты "Сусанина" отметили глубокую искренность пережеваний А.Секацкого, должно быть знающего, что такое "не реализованный автор-во-мне" и самого пострадавшего от какого-то Великого Ума.

Д.Целитель

ИХ НРАВЫ НАС СПРАШИВАЮТ

Колонада акцентирует входы в три гостииные, стилизованные под старинные интерьеры, на стенах - картины (конечно, подлинники), тактично расставленные антикварные безделушки. Разбиваясь на группки, гости в костюмах от итальянских кутерье с бокалами шампанского разбредаются по гостиным. Так и представляешь, как хозяин под локоток уводит в гостиную-кабинет Сергея Шолохова - поговорить о том, о сем ("Как там на телевидении? Помощь не требуется?), в женской гостиной - свои разговоры, в холе Ананов демонстрирует незнакомке что-то из Фаберже, выпускник Оксфорда критикует лейбористов, заглянувший на огонек Борис Гребенщиков поет песни Вертинского. Наше прошлое возвращается. Недалек день возрождения традиции петербургских салонов: бал у губернатора Яковлева, среды у Граниных, прием для сбора средств в поддержку культуры у Ростроповича.

Петр Коховский. "Новый взгляд на эклектику",
по материалу газеты "Пульс"

На выставке "Весь Петербург" в ЦВЗ перформансист Баскин, выбирая укромные уголки зала, подходил к женщинам и девушкам и показывал им свой половой член. "Представление" было прекращено бабушкой-смотрителем, сложившей собственное мнение о перформансистах, которые постоянно сорят, блюют, поджигают и ходят голые по "Манежу". В то время, когда бабушка пыталась с руганью выставить перформансиста, другой "художник" - Гарри Зух, под предлогом "подержать коробочку для фотовспышки", заманивал женщин под лестницу, где их встречал С.Спирихин с опущенными штанами и распахнутым пальто.

М.П.Бушуева


Сейчас много пишут о возрождении петербургских салонов. Как туда попасть?

К. Р. СПб.

Салоны относятся к неформальным общественным объединениям закрытого типа. Поэтому редакция не может туда кого-либо рекомендовать или сообщить их адреса. Но мы можем перечислить лучшие артистические салоны города, которыми признаны:

салон лидера Новых Серьезных
Г.ГУРЬЯНОВА на Садовой
(крайняя закрытость и элитарность, избранное общество, разговоры об искусстве ****)
РЕЧНИКОВ на Кутузовской наб.
(молодежная атмосфера, свежесть, животные, доступная, электроника, интеллигентность пост-индустриальный интерьер **** }
БЕЛЛЫ МАТВЕЕВОЙ на Рылеева
(разгул перенасыщенность, снобизм, элитарное общество встречает маргиналов, интерьер a'la Второй Декаданс ***}
ГЛЮКЛИ на Камснноостровском
(загадочная агмосфера, эротика, мистика, альтернативность, роскошная монсарда ***)
САММИ на Суворовском
(молодые рейверы в интерьере краснодеревной мебели с бюстами классиков ***)
АФРИКИ-дейли на Миллионной
{звезды, политики, коммерсанты, строгая охрана, изысканный интерьер ***)
АФРИКИ-найтли на Фонтанке
(DJ-и, девушки свободные от комплексов, ученые, богема, уникальный альтернативный интерьер 80-х ***)

ПРЕМИИ


На конкурсе "Ночи Черные"
лауреатов фестиваля "Петербургский Декаданс",
состоявшемся в СПб Зоопарке, 7 февраля
победил В.Мамышев-Монро, исполнивший песни А.Пугачевой.

На конкурсе "Петербургский текст" победила Елена Долгих
(за книгу "Искушения Кафки")
Две следующие премии получили А.Лапицкий и О.Суслова.

На фестивале "Мамина Весна" первый приз выиграл Ю. Циркуль
(за исполнение песни "В лесу родилась елочка")

М.Климова

Редакция благодарит Е.Ю. Андрееву за подготовку номера к печати.
Оригинал-макет и компьютерная верстка М.Л. Хлобыстина

НОВОСТИ, СЛУХИ, СКАНДАЛЫ, СВЕТСКАЯ ХРОНИКА
       

В день начала бомбежек в Сербии, на фестивале "Анатомия Петербурга" блестящее выступление Новых Тупых оказало неожиданное воздействие на престарелого художника-инвалида Т.П.Новикова. Ощупав влажное тело обнаженного перфомансиста он с неожиданным возбуждением продекламировал:
"Вам, которые двуногие многие,
выебнуться думающие
лучше как.
Может сейчас
бомбою ноги
вырвало у порутчика
Мейлошевича!"

Группа хулиганов, засевшая в Британском Совете продолжает радовать представителей меньшинств своими выходками. В Доме Кино, на фестивале фильмов Дерека Джармена им удалось произвести смычку между интеллигенствующим престарелым большинством и модничающим моложавым меньшинством.
В итоге моложежь не устояла под напором авторитета перевозбужденной интеллигенции.

1 апреля киданием тортами закончился диспут об искусстве на творческом вечере Ив.Чечота "Лжица Весна" в Музее Анны Ахматовой.

В СПб продолжает выходить про-фашистская газезснка "Тумбалалайка", ставшая главным источником информации для бритоголовых молодчиков.

Растет сознательность среди Петербургских поэтов. За последние месяцы по данным ГУВД в результате драк среди литераторов разбито очков - 12 пар, выбито зубов - 33, 6 поэтов обратились в медицинские учереждения. При этом отмечен, рост вменяемости последних: только 2 были доставлены в вытрезвитель и один в психиатрическую больницу.
Слава о СПб литературных "дебатах" распространилась по всей стране, известный московский писатель Э.Лимонов решается появляться в СПБ лишь в сопровождении отряда своих боевиков.

Толпы моряков срочной службы осаждали клуб "Мама" 2 апреля, когда там состоялся творческий вечер писательницы-маринистки М.Климовой, чья книга "Морские рассказы" вышла с иллюстрациями О.Тобрелуц.

В Модернизме существует жанр "художниководного приема", если упорно долбить в одну точку, то капля сточит камень и успех придет. Кристо - укутывает. Базелиц - переворачивает, Кулик - лает, Кострома - оперяет. Пожарные Мраморного дворца не поняли остроумия последнего, решившего "вывалять в перьях" ГРМ, и потребовали убрать легко воспламеняющуюся и плохо пахнущую субстанцию. Выставка закрылась сразу после открытия 25 марта.
Безобразие!

Соперники и недруги АФРИКИ - художника, актера, DJ-я, помошника депутата, философа, борца за свободу марихуано-курения, рок-музыканта, психоаналитика т.д. могут рвать на себе волосы: на Венецианском Биеннале Россию будет представлять Сергей Бугаев. Сусанин поздравляет человека-континент и его куратора О. Туркину.


ХУДОЖНИК И САПОЖНИК