ХУЛИГАНСТВО В СМОЛЬНОМ СОБОРЕ
Какой-то злой рок тяготеет над двумя самыми крупными выставочными площадками современного
искусства СПб - Манежем и Смольным собором. Разношерстные биеннале и фестивали, проходившие
в них, традиционно заканчиваются провалом. Возможно, здесь играет роль не только плохая
наследственная аура этих пространств, но и отсутствие достойных сил среди организаторов
подобных событий - т.н. "кураторов", полагающих, что современное искусство - сфера халявы
и манипуляций. Одной из неудач стал и вернисаж выставки "модной немецкой фотографии"
в Смольном соборе. При входе в собор посетителей встречали груды полиэтиленового хлама.
Пластиковой помойке, расползшейся по всему храму, соответствовало дефиле моделей того же стиля.
Этот стиль панковских сквотов и веселых ньювейверских дизайнеров середины 80-х был представлен
у нас в городе "Новыми Художниками", оформлявшими концерты "Попмеханики", С.Черновым, Е.Козловым
и др., а в Москве - Гариком (Коломейчуком), Петлюрой, Иренчиком (Бурмистровой) и Г.Острецовым.
Такой дизайн, да еще в унылой версии конца 90-х, к фотографиям немецкой моды не имел никакого
отношения. На фоне этого хамоватого оформления и грандиозных пространств собора малоформатные
фотографии моды явно терялись. Таким образом, в отношении дизайна немецкая выставка безнадежно
проиграла выставке британской моды в фотографии, ранее прошедшей в Петропавловской крепости,
что соответствует положению дел в самой моде. На открытии немецкой выставки приятное впечатление
на всех произвела речь куратора И.Чечота. Тем не менее, центральную идею этой речи о том, что
относительно моды есть народы, принадлежащие "партии стиля" (немцы), и принадлежащие "партии
страсти" (русские), необходимо оспорить. Германия не принадлежит к странам - законодательницам
моды. В ХХв. германскую моду прославили два человека - А.Гитлер, создавший фашистскую униформу,
до сих пор сплошь и рядом являющуюся объектом фетишизма (например, на этом была построена первая
советская мыльная опера - "17 мгновений весны"), и К.Лагерфельд, скорее создавший образ модного
дизайнера, чем какой-то национальный стиль. В России же 1920-30-х был создан конструктивный
стиль рабочей и спортивной, молодежной одежды, остающийся в мире самым влиятельным и по сей день.
И.Чечот, представившийся знатоком прекрасного, открыл развлекательную программу, безнадежно
похоронившую претензию мероприятия на соблюдение какого-либо вкуса. Под звуки тинэйджеровской
сатанинской группы "Рамштайн", публике было показано действие порнографического характера,
выполненное группой кляч, недопустимых даже на Риппербане. Одна из девушек в фашистской форме
на голое тело делала руками "Хайль Гитлер", смертельно напугав присутствовавших немцев.
ДРАКА КУРАТОРОВ
«Сусанин» уже не раз публиковал наблюдения вспышек не мотивируемой агрессивности среди поэтов
и художников. На общепетербургской выставке «Весь Петербург», проходившей недавно в «Манеже»
исследователям представилась уникальная возможность впервые наблюдать в естественных условиях
схватку кураторов. Интересно, что обе особи - Д.Пиликин и Д.Виленский принадлежат к одному виду,
специализирующемуся на фотографии. Охрана «Манежа», привыкшая за последние годы ко всякому,
не стала задерживать хулиганов, приняв их действия за очередную художественную акцию.
БОРЬБА ТЕЧЕНИЙ
На закрытии выставки московских художников-восьмидесятников «Жизнь или Кошелек» в Музее
Нонконформизма в зал ворвался известный абстракционист Л.Борисов с супрематистским объектом
«Кирпич» и с криком «Говна понавешали, все рас..ячу!» попытался нанести повреждения
постмодернистским объектам. Это действие имело не хулиганский, а принципиальный характер:
модернист был не согласен с легковесной смеховой эстетикой концептуалистов. Лично к художникам
он, очевидно, не имел никаких претензий, т.к. тут же присоединился к беспробудному пьянству, в
котором пребывали московские интеллектуалы на протяжении всего их визита в культурную столицу.
ПРЕССА В ПРЕССЕ
|
|
---|
«Журнал «Art» называет «Художественную Волю»
«самым интересным российским художественным журналом».
«Глубоко интеллектуальным» назвала издание «Кабинет» газета «Коммерсант».
Журнал «Крестьянка» характеризует орган коломяжского художественного поселения
«Сельская жизнь» как «буколический».
«№2 «Новой русской книги» изменил заявленной в №1 гениальной политике, т.е.
практике публикации петербургских искусствоведов, писателей и философов как
газетно-журнальных критиков, которыми они, по сути, и являются последние годы.
Теперь все больше печатаются узкие специалисты в конкретных областях, что пагубным
образом сказалось на бодро-психоделическом характере издания», - пишет «Художественная Воля».
|
«Первый номер «СПб собаки ru», вышедший на 80 страницах,
напоминает диссидентский альманах и журнал для новых русских первых перестроечных лет
одновременно», - отметили «Петербургские новости» «Коммерсанта».
«Журнал «Новый Мир Искусства» настолько скверный, что туши свет.
Журнал вялый, беззубый, словно сделан из последних сил»,- написал «Петербург на Невском».
«Наилучшим местом для размещения рекламы мебели» назвала журнал «Мир дизайна»
газета «Реклама-шанс».
«По мнению «Художественного журнала»
«лучшим петербургским журналом по актуальному искусству является «Максимка»».
«Глумливой порнографией» назвала журнал «Дантес» газета «Советская Россия»,
и обратилась в посольство Франции с просьбой принять меры против этого издания.
|
НЕТ ПОРОКОВ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ
|
---|
Наш прозаический век иногда порождает и редкие романтические фигуры.
В унынии и одиночестве, сами на себя покинутые скитаются они в ландшафте
местного искусств, попутно его проклиная. Какие бы великие дела совершили
эти одинокие гении, если бы не удушающая пошлость и бездарность окружающего
их художественного мира!
«Родина у нас опасная. Все мы рискуем, живя в России. Конечно, все на свете рискуют,
но мы - гораздо больше тех, кто живет в «цивилизованном мире». В том самом мире, где
производят и могут оценить «современное искусство». Поэтому любой вменяемый русский художник
(хотя слова «вменяемый», «русский», «художник» плохо совместимы) прекрасно понимает,
что живет он не там, где надо».
М.Колдобская Пресс-релиз выставки «Родина или Смерть»,
Музей Нонконформизма 2000г.
«Нет ситуации, не вижу перспектив, не обладаю и настоящим интересом - так можно
обозначить мое состояние сегодня(...)».
И. Чечот «Последнее интервью об искусстве»,
«Terra Incognita» №8 1999
«В Москве известна одна замечательная метафора. Это образ «филиала центрального
географического клуба» или «Ливингстонов в Африке». Автор этой метафоры - Андрей Монастырский
говорил в одном из диалогов, что на протяжении нескольких десятилетий московские художники
чувствовали себя некими агентами, заброшенными к диким экзотическим племенам, и вся их
деятельность имела смысл только в череде отчетов, посылаемых на Запад».
Ю.Лейдерман «В гостях у сказки», ГЦСИ Сорос, М. 1996
|
|
Мы уже писали об известных петербургских художественных салонах
Г.Гурянова, Глюкли, Б.Матвеевой, Речников, Самми.
«Сусанин» продолжает обзор.
Салон Виктории Ухаловой на пр. Добролюбова.
Художники, медики, акулы шоу-бизнеса, звезды советской эстрады,
красивые девушки и юноши, экзотические животные.
Богато, вкусно, оживленно.
Салон Екатерины Андреевой на ул. Кораблестроителей.
Вид на Финский залив, заливное, злословие художников,
прекрасная коллекция советского фарфора и искусства 80-х,
уникальный кошачий питомник, приватное вершение судеб местного искусства.
Фанты, журфикс, бутылочка.
Ольги Тобрелутс на Захарьевской
Грандиозное пространство среди колонн и шедевров хозяйки в доме в египетском стиле,
воспетое Брюсом Стерлингом в «Wired».
Daily - детские утренники богемных детей с катанием на электромобилях.
Nighily - модные DJ и звезды неоакадемизма, ностальгия по «Тоннелю».
Исключительно вкусно и оттяжно all night long.
Владимира Захарова на Лесном.
Альтернативность, проклятые поэты, интеллектуалы, галеристы, художники.
Уникальная коллекция резинового S&M, переодевания, алкоголь, риск.
Валерия Кацубы в Толстовском доме.
Породистые собаки, журналисты, коммерсанты, меньшинства, художники, журналисты, балетоманы.
Фото на память.
Салон Navicula Artis.
Молодые искусствоведы с девушками, музыкальные вечера экстаза, танцы до упаду.
«Пушкинская Обсерватория».
Хард-дринк кафе. Ночные прогулки по крыше. Возможность выпить с начальством на брудершафт.
Интеллектуалы и подонки.
НОВЫЕ ИНСТИТУЦИИ
|
---|
При Институте Психоанализа открылся Музей Снов. У посетителей экспозиции появляются глюки,
кружится голова, и многие требуют уложить их на кушетку, которая почему-то отсутствует (?!).
Прием психоанализов производится проф. В.Мазиным в стеклянной таре больных по вторникам и
воскресениям с 12.00 до 17.00 по адресу Большой пр. Петроградской стороны д. 18а.
На Пушкинской - 10 открылся Петербургский Архив и Библиотека Независимого Искусства.
Директор нового учреждения А.Хлобыстин пополняет фонды с помощью акций «пиво в обмен на книги»,
утверждая, что наследует петровские традиции, когда в Кунсткамеру посетителей заманивали
обещанием чарки водки на выходе.
В Музее Политической Истории открылась выставка «Столетняя война в искусстве. Флаги. Трофеи.
Карикатуры». На выставке выделяются работы В.Мамышева «Критики-Крысы», В.Кузнецова «Московские
скоты», О.Маслова «Модернистская сволочь», А.Медведева «Бей гада-постмодерниста, просит рожа
кирпича», О.Тобрелутс «Ты украл деньги Сороса?» и др.
| ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
|
---|
85 лет исполнилось классическому труду великого искусствоведа Г.Вельфлина
«Основные понятия истории искусства». Эту дату ведущая искусствоведческая организация
города - институт «Pro Arte» встретила открытием нового курса лекций для начинающих.
Слушатели познакомятся с секретами современного искусствоведения в цикле «Основные понятия».
Ведущие ученые поделятся реальными понятиями, действующими в мире кураторов - «в натуре»,
«откат», «разводка по смете», «наезд», «опускание», «дедовщина», «авторитет», «налива»,
«зачистка» и т.п.
40 лет исполнилось известному петербургскому художнику и куратору Дмитрию Пиликину.
Юбиляр опубликовал свои воспоминания «Мне двадцать лет...». Приводим самые яркие из них.
«Где-то в 1976 году зашел к своему школьному приятелю. У него была старшая сестра, которая
училась в институте и все знала про полу подпольные концерты «Машины времени» и «Воскресения».
В коридоре стояли незнакомые, изношенные и немодные «взрослые» ботинки.
«У сестры новый хахаль» - пояснил приятель. Так я встретился с Сергеем Ковальским. (...)
Хитрый шпион Ковальский решил вывести Марту Петровну Мудрову на чистую воду, предъявив факты
двурушничества. С этой целью он запихал в свой объемистый потертый портфель
(столь же знаменитый предмет его тогдашнего гардероба, как и синий «официальный» блайзер
с большими металлическими пуговицами) чудо советской техники - восьмикилограммовый переносной
магнитофон на шести круглых батарейках, а затем с нашей помощью примотал к руке изолентой
«миниатюрный» микрофон.
30 лет исполнилось народному трансвеститу России Владиславу Юрьевичу Мамышеву (Королевичу)
Монро. Этому событию был посвящен фестиваль искусств на Пушкинской - 10 и очередной номер
журнала «Дантес». Сам юбиляр занялся съемками фильма «Опять двойка два или Золотое Сечение»,
где выступил в главной роли. Центральная сцена порки снималась без дублера. На международном
фестивале в Оберхаузене фильм выдвинут по 5 номинациям.
|
|