Ваш путеводитель по петербургскому искусству.

НОВОСТИ

   

ОН РАСТЕТ НА РАДОСТЬ НАМ НЕ ПО ДНЯМ, А ПО ЧАСАМ!
Самый молодой петербургский музей Нонконформизма стремительно растет. В старинном флигеле на Пушкинской-10 при большом скоплении публики открылись его новые залы. При такой посещаемости встает проблема перемещения толп посетителей через новохрякский двор. В КБ Николая Медведева разработан проект двух подземных переходов, которые соединят Главное здание Пушкинской-10 с Флигелем и Музеем Гельмана в Мраморном Дворце. Заветная дверца расположится в подвале команданте Хулио.

ОН ПЬЕТ ЗА СВЕТЛУЮ ПАМЯТЬ АННЫ АНДРЕЕВНЫ
Там, где ранее А.А.А.Ахматова ходила за колбасой, впервые пересеклись крупные финансовые потоки, проистекающие из Фонтанного дома и второго по активности (после Русского) петербургского музея современного искусства Музея Нонконформизма. В золотом водовороте закружился известный художник В.Воинов, порадовавший своих поклонников набором черно-белых (?!) открыток в особо крупных размерах. За чей счет пьет мастер?

Б. Ахмадулина

НОНКОНФОРМИСТОВ ОЦИФРОВАЛИ
На новые технологии накатила волна художников, которых уже в 80-е называли "стариками". В Музее Нонконформистского искусства при большом стечении ветеранов борьбы за независимость искусства состоялась презентация CD-rome "Выставка художников в ДК "Невский" 10-20 сентября 1975г".

ПЕТЕРБУРГСКАЯ КИБЕРФЕМИНИСТКА НА ФЕСТИВАЛЕ В ПЕРМИ
В крупном уральском городе Перми с 11 по 17 декабря прошел "Art Forum Perm". Единственной институцией представлявшей современное изобразительное искусство Петербурга на этом Форуме (как и все подобные события, традиционно оккупированном москвичами) стал Кибер-Фемин-Клуб. Единственной киберфеминисткой, добравшейся до Перми и развернувшей там экспозицию, пропаганду и агитацию, оказался Дмитрий Пиликин. Строгие и конкретные уральские мачо пожалели юношу, и он вернулся домой внешне неповрежденный. В день закрытия фестиваля в воздух было выброшено 500 кг манной крупы, 600 подушек перьев и 1000 литров разноцветной краски. Зрители, находящиеся у подиума прикрывались пакетами и сумками, но вскоре напоминали стадо невиданных зверей.

Соб.кор.

БАНК СПЕРМЫ ПУШКИНСКОЙ-10
В Архиве и Библиотеке Независимого Искусства проводится программа по исследованию альтернативных методов архивирования. Так, была проведена выставка В.Черкасова, создателя Музея Плюшкина, вместившего в однокомнатной квартире все артефакты, встретившиеся автору на жизненном пути.
В декабре открылась выставка К.Шувалова "Груз-2000", состоящая из десятков разноформатных цинковых коробочек, хранящих комбинации забавных остатков.
Теперь Архив проводит программу по сбору "Банка спермы" выдающихся деятелей петербургской культуры. Уникальные морозильные камеры должны сохранить генетическую память петербургских гениев для возрождения Российской культуры в будущем.

А. Хлобыстин

А ОСЕТРИНА-ТО С ДУШКОМ...
М.А.Гельман, открывший в Мраморном Дворце ретроспективные выставки своей галереи, блистает в Петербурге всеми вылизанными местами. Все конъюнктурные журналисты и музейщики наперебой превозносили его вкус, срываясь на тон, памятный по приветствиям съездам. Некоторые уже совсем гоголевские персонажи публично уверяли друг друга, что Гельман лучше Людвига. В действительности, весь представленный политкорректным галерейщиком материал, кроме как вялым не назовешь. Бросается в глаза проигрыш в главном модернистском рейтинге - свежести. Вторичный по отношению к итальянцам украинский трансавангард, третичный по отношению к Вене акционизм московских "радикалов", запоздалый по отношению к европейским панкам технологизм речников. В тоже время, нельзя не отметить "сделанность" гельмановского искусства: робот-крыса речников мигает и двигается, а масштабные картины украинцев украсят любой среднеевропейский музей совр. иск-ва.

Н.Понажовченко

ОГНЕУПОРНЫЙ КОЛОВСКИЙ
Угроза Петербургу исходит от водной стихии. В Москве разрушительной стихией выступает огонь. Директор ГЦСИ МКРФ З.Коловский, "завязанный" на Москве, постоянно ощущает на себе опасность пожара. Еще свежи воспоминания, как нежданный пожар трагически уничтожил плоды многих средств, вложенных в новое помещение Центра Коловского в Апраксином Дворе. После этого случая Захар стал особенно настороженно относиться к визитам Владислава Мамышева-Монро, сжегшего в Москве роскошную квартиру Б.Березовского. Но со временем его бдительность притупилась, и он открыл в своем офисе во дворе стрип-шоу "Голден Долс" выставку москвича Гора Чахала, состоявшую из больших фотографий огня и видеофильма с бушующим пламенем в сопровождении цыганских огневых песен и плясок. Через несколько дней пожар, начавшийся в подвале под помещением Коловского, чуть опять не уничтожил на корню все, что было накоплено многолетним трудом.

М.Папъшев-Порно

ТИТАН
В свое время Вадим Овчинников заметил, что здание на углу Невского и Владимирского проспектов, в котором проживает Б.Кошелохов, неспроста украшено надписью "Титан". Ныне, когда Борис Николаевич практически не покидает своей мастерской на Пушкинской-10, трудясь над полотном в 5000 кв.м., надпись "Титан" перенесли наискосок через Невский и поместили во дворе дома №60 по Литейному, где проживает Т.Новиков.

Лиля Путова

ПРЕСЛЕДОВАНИЯ МАЛЬЧИКОВ
Уже не первый раз скульптурное убранство нашего города подвергается нападкам и гонениям (см. материал "Закопать скульптуры в Летнем саду!" в СЫ № 1). В левой прессе усилились нападки на фигуру "мальчика", поставленного на углу Фонтанки и ул.Белинского. Мальчиколюбивые пушкинцы уже приютили в подъезде №1 знаменитого представителя ранее гонимых - "Мальчика с собачкой", стоявшего на берегу р.Карповки. Возможно, что если новый "мальчик" будет преследоваться властями, ему так же будет предоставлено гуманитарное убежище на Пушкинской-10 в подъезде №2.

А.Велосипедов

БОДРЕЙ БОРЕЙ!
Исполнилось 10 лет замечательной галерее "Борей". Эта ветреная организация стала местом слияния и возлияний петербургской богемы с интеллектуалами в начале девяностых. На юбилейном банкете было выпито столько же, сколько за минувшее десятилетие.

В. Зефиров

РЮРИКОВИЧИ МЫ!
Возможно, именно из Дании берет свое начало наша государственность. Теперь настало время отплатить датчанам. СЫ уже писал о десанте лучших сил Пушкинской-10, высадившемся в октябре на датской земле. Этого показалось мало, и в ноябре на Копенгаген с лекцией о независимом петербургском искусстве на Пушкинской обрушился А.Хлобыстин. Но и это не сломило датскую общественность: только в декабре Дания была окончательно покорена выставкой "Russisk Neoakademisme", организованной Е.Андреевой.

П.Гамлет

ЖУРНАЛИСТСКИЕ НРАВЫ
"Медийный человек" Николай Кононихин втерся в доверие Анны Матвеевой, и из-под ее носа, увел из журнала "Максимка" редактора Максима Райскина. В то время, когда все безуспешно пытаются поймать Максима, Н.Кононихин свободно встречается с ним, ведет интимные переговоры и все глубже затягивает его в паутину "Арт&Фак". Эта история имела трагическую развязку. А.Матвеева была уволена из редакции и теперь прибилась к новостийной ленте арт событий, которую завел на своем сайте "Музей нонконформистского искусства". Максим продолжает выпускать журнал один. Подобный случай отнюдь не единичен.
Так, изредка пописывающий художник и куратор Д.Пиликин своими опусами вызвал неудовольствие В.Савчука и теперь уже не скоро поднимет голову, а известный петербургский искусствовед и редактор влиятельного журнала "Мир дизайна" В.Перц задумал выпускать абсолютно новое остро радикальное издание по современному искусству (естественно под названием "Перцы"). В результате одесскомосковская группа с одноименным названием выразила свое недоумение. Идут разборки.

Д.Пилкин

PRO ТРУСЫ
В эпоху Оттепели Ив Монтан серьезно подставил своих далеких московских друзей, устроив по возвращению из СССР издевательскую выставку нижнего белья русских женщин. Можно понять этот пошлый жест представителя страны, не знавшей серьезной бедности и большую часть Второй Мировой войны воевавшей на стороне Фашистского блока. Но довольно странно видеть ремейк монтановской выставки, в историческом центре СПб -Петропавловской крепости. Возможно, что кураторы выставки, основной акцент которой составляют застиранные трусы чудовищных форм и расцветок терпеть не могут своих пап, мам и бабушек (наследники Хама - мазафакеры). Здесь сказались вкусы в области нижнего белья московского куратора экспозиции Е.Деготь, воспитанной на соц-артистском юморке. Петербургская традиция ангельской эстетики белья, представленная Глюклей и Цаплей была подавлена обилием окружающего уродства. Величественная копия ангела в развивающейся тунике со шпиля Петропавловского собора одиноко стояла в соседнем зале, и к выставке не относилась.

В.Путти

ПЕРЕБЕЖЧИКИ

   

Замяукали котята: "Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята хрюкать!"
К. Чуковский

Ныне мода такова, что журналисты становятся кураторами, а художники журналистами. Например, журналисты М. Колдобская, Е. Деготь и Т. Кондратович (М. Климова) занялись выставочными проектами. Одновременно художники и музейщики С. Бугаев, А. Белкин, А. Ипполитов и А. Боровский занялись журналистикой. Любопытно, что те и другие мотивируют смену ориентации актуальностью чуждого им ранее жанра.

Продолжается исход спортсменов из спорта. Известный легкоатлет В.Савчук переболев философией стал актуальным художником-зайчистом.

И. Чукигек

Продолжается приток деятелей современного искусства в спорт
(см. СЪ № 6 об атлетах из института Про Arte).
Размах и успех Олимпиады в Сиднее не давал покоя петербургским фотографам — здоровенным парням, ютящимся в комнатушке "Фото-image". Они решили размять свои застоявшиеся члены, расшевелить публику и организовали "Фотомарафон". На старт, состоявшийся на Пушкинской-10, вышли лучшие перебежчики но вернисажам. На финише многонедельной гонки вперед вырвался Н.И. Благодатов, оббежавший все 55 вернисажей. Он обогнал даже устроителей, сошедших с дистанции.

ОПРОВЕРЖЕНИЯ

В материалах СЫ №8 был допущен ряд серьезных ошибок в трактовке образа художника Л. Борисова, вызвавших его справедливое возмущение. Так, например, он назван "скромным и уравновешенным человеком" и "интеллигентом-очкариком". Всем, кто лично знаком с этим человеком, бросилась в глаза абсурдность, и даже оскорбительность таких характеристик.

Ред.


СКАНДАЛЬНАЯ ХРОНИКА

     

СЬ уже писал о драках среди петербургских поэтов и художников. Вслед за ними в дело вступили удальцы-критики и артисты.

ПОТАСОВКА В КОТЛЕТНОЙ У ГЕЛЬМАНА.
Колумнисть Л. Лурье, верный завету Пушкина "души прекрасные порывы!", увидев в котлетной у Гельмана большое скопление пишущей молодежи, бросился душить самого беззащитного - Г. Волынко-Калъсона. Увидев такой поворот событий, другой ветеран котлетной, А. Баровский, с криком "фрейдисты!" заехал по котлете Н. Кононихина.

П.Киевский-Котлеточкин

МОРДОБОЙ В БАЛДОМЕ
На праздновании юбилея Формального Театра в мордобое участвовал сводный коллектив артистов, художников и музыкантов. Началось с того, что Народный Артист И. Дмитриев подошел к микрофону и сказал: "Все, что здесь происходит х..ня!". Это прозвучало, как залп "Авроры". Все вскочили с мест и бросились врукопашную. Директор театра - тяжеловес Могучий бился с двумя атлетами среднего веса Молевым и Гаврилой.

МАМА МИА!
На праздновании дня рождения DJ Л. Поповой в клубе "Мама!" группа творческой молодежи, принадлежащая к "новым серьезным", отбила своего вождя Деонисия Егельского, справлявшего культ Диониса, сперва от покушавшихся на него киберпанков, а затем у наряда милиции.

АНАЛИЗЫ КРИТИКА
В институте Pro Arte, известном популяризацией "искусства" московских художников, испражняющихся в музеях, была проведена проверка профессиональной подготовки студентов. Несмотря на многочисленные лекции по "радикальному акционизму", образовательный процесс оказался поставлен из рук вон плохо. В рамках цикла лекций "Анализ и критика современного искусства", организованных Pro Arte, директор Института Истории Современного Искусства А. Хлобыстин организовал воркшоп, во время которого ни один студент не смог помочиться в баночку. В итоге лектору самому пришлось на глазах у оторопевших неучей проделать анализ и провести его критику.

Надежда Невыносимова

ВРУЧЕНИЕ ПРЕМИИ БЕЛОВА У НАБОКОГО
Алкоголическая премия, придуманная 60-70-ками была вручена девяностеру Ямогутину. При получении полагающейся ему бутылки водки поэт-экстремал был явно разочарован. Он заявил, что "белое" для него ассоциируется прежде всего с кокаином, коий он и предпочел бы получить.

Г. Коноплев

ОТВЕДАЛИ ТУМАКОВ
Плачевно закончилось торжественное заседание секции петербургских художников-лубочников (В. Мамышев-Монро, Емеля и Юрий Кацуба, Бэлла Матвеева, Занна (Лондон), Адам Шепферт (журнал "Криэйтор")) в ресторане "Ресторан" в последний день Рождественского поста. Поданное рыбное блюдо показалось лубочным эстетам недостаточно изысканным. Забыв о подобающем посту смирении, компания выразила свое возмущение, отказавшись платить. За что и получила (по половому признаку) от охраны ресторана при поддержке наряда милиции. Любопытно, что спровоцировавшие драку Монро и Матвеева как всегда не пострадали. В настоящее время пострадавшие готовят книгу памяти "Харчевня 6 форелей".

А.Наушев-Лапшин

НАМ ПИШУТ


ОСТОРОЖНО! АКТУАЛИСТЫ - СЕКТА ДЕСТРУКТИВНОГО КУЛЬТА!
В последние годы в России активизировалось очень опасное псевдохудожественное сообщество, культивирующее "актуализм". Адепты культа маскируются под деятелей современного ("актуального") искусства: художников и искусствоведов. Они скрывают свои истинные цели. Цель актуалистов разрушение традиционной религии, культуры, морали и нравственности.
Движение актуалистов возникло на Западе и сразу проникло в Россию. С крушением "железного занавеса" его экспансия приобрела гигантские масштабы. Натиск на Россию осуществляется под лозунгом свободы творчества и вседозволенности, при поддержке Запада, под прикрытием международных фондов.
Актуалисты практикуют надругательства над чувствами верующих и интеллигенции, кощунства, половые извращения, попирают права человека и оскорбляют человеческое достоинство в особо циничных формах.
В России в 90-е гг. Прокуратура возбудила несколько уголовных дел против отдельных фанатиков деструктивного культа, представлявших угрозу обществу.
Но, пользуясь покровительством ряда СМИ и коррумпированных чиновников от культуры, они неизменно уклонялись от уголовной ответственности. В настоящее время центр актуализма в Москве, но его филиалы активизируются и в российской глубинке.

КАК УЗНАТЬ АКТУАЛИСТА?
Актуалисты публично обнажаются, увлечены порнографией, рубят иконы топором, прилюдно совокупляются с животными и совершают кровавые жертвоприношения, испражняются в местах культурного назначения, матерятся, все это выдается за художественные акции.
Актуалисты навязчиво распространяют культовый журнал X.. Ж... Они говорят на кодированном, заумном языке, назойливо цитируя иностранных инструкторов культа.
Главари актуалистов носят широко известные в их среде клички, одно упоминание которых помогает сектантам опознать друг друга. Наиболее часто произносятся клички:
Кулик, Комар, Мавромати, Деготь, Террагониян, Мизиана, Монро, Вава.
Законодательным и исполнительным органам власти, а также партиям и общественным движениям России рекомендуется обратить внимание на деструктивную программу актуалистов и поставить заслон их дестабилизирующей деятельности в нашей стране.

Художественная Воля


БУДЕТЛЯНИ?

Пассионарная вспышка 80-х годов, произошедшая в Ленинграде, как ни странно, не привела к демографическому взрыву в художественных кругах. По не установленным пока причинам, он начался в 90-х и достиг апогея в момент экономического кризиса.
Обратим внимание на любопытные имена некоторых представителей молодой поросли:
Лагжима и Сержема Турик, Даниил Ипполитов, Илья Бугаев-Куксенайте, Софья Неаронова-Алби, Тамара Тамразова, Дарья и Евгения Кузнецовы, Томас Воробьев, Елизавета и Тихон Барановы, Марк Митрофанов, Игнат и Жан-Леонар Камилл Хлобыстины, Гога Маслов, Аким Неаронов-Тобрелутс, Юки Котельников-Хираи, Степанида Острова, Глаша Попова-Кусакина, Филипп Абрамов, Серафима Щука-Мигай, Мария Зайка, Василиса Сорокина, Дуся Ким-Попова, Яна Назарова-Икоку, Марфа Шувалова-Глюкля, Севастьяна Борода...
В новом тысячелетии эта компания пополнилась Меланией Викешъевной Дав.

Ю. Деточкин


ГЕНИАЛЬНЫЕ ПАРЫ НА ПУШКИНСКОЙ-10

МЫ ГДЕ?

TAM-TAM-ТАРАМ, ТАМ-ТАРАМ...

"Мы вместе!" провозгласил К.Кинчев.
"Все говорят, что мы в месте, но немногие знают в каком" - уточнил В.Цой.
"Вместе с Малевичем" внес ясность Л.Борисов, открывший в своей мастерской одноименную выставку.

Л.Задов

Там, за балтийским горизонтом произошла встреча двух петербургских гениев Бродского и Т.Новикова. У них нашлось много общего: оба живут на Литейном, воспевают Васильевский о. и обладают эффектными профилями. Выставка двух небожителей, посвященная Горизонту, открылась в Navicula Artis.

А.С.Пушкин


ПРЕССА В ПРЕССЕ

МАКСИМКА-АКТИВИСТ

НОВИНКИ ГОДА

Поклонником богатого рекламного журнала "Активист" оказался редактор бедного молодежного издания "Максимка" М.Райский, опубликовавший дифирамбическую рецензию в буклете "АРТ&ФАК". И это не удивительно. Ведь главный редактор "Активиста" С.Бугаев-Африка, защищавший честь России на Венецианской Биеннале некоронованный родоначальник и идеолог всего молодого постмодернистского движения 90-х, представленного Новыми Тупыми, М.Колдобской, И.Баскиным, В.Савчуком и др. Но им еще предстоит блистать на биенналях и печататься на глянцевой, а пока надо поупражняться в черно-белом нонпрофите. Все еще впереди!

А.Белькин

Лучшей журнальной новинкой года экспертами СЫ был признан "АктивистЪ".
Лучшей галерейной новинкой названа "Д-137".
Лучшей новой институцией года признан Петербургский Архив и Библиотека Независимого Искусства.
Лучшим критиком, писавшим о "Петербургском Архиве и Библиотеке Независимого Искусства (ПАиБНИ) признана Кира Долинина.


НОВЫЕ МАНИИ

ВОРХОЛИЗЫ

ФУТБОЛИЗМ (по материалам "Коммерсанта")

В 2000 году петербургские искусствоведы в коллективном порядке осознали для себя острую актуальность искусства Э. Ворхола. Эта причудливая массовая мания приобрела опасные формы, напоминающие групповые радения сектантов, переходящие в судороги и пляску св. Вита. Под видом маскарада новопосвященные собрались в ночь американского сатанинского праздника Холуйин на 13 этаже Нобелевского Центра. Наиболее рьяно отнеслась к шабашу публика, пока не избалованная такого рода развлечениями: арт-администраторы, критики, музейные сотрудники. На балбесов большинство вырядилось вампирами и скелетами, но некоторые явились в костюмах самих себя. К.Долинина предстала милиционершей, А.Ипполитов пришел в костюме живого трупа, Л.Коловская костюме Л.Коловской, И.Чечот в костюме И.Чечота, Е.Андреева царила в образе кошачьего туалета, Л.Лурье оделся пелевинским буржуином, З.Коловский песняром, Р.Григорьев китайским чинушей, Дж.Ломбард длинноногой девчонкой в мини-юбке.

А.А.Халявка

В эти дни на стадионе со своим народом была бы Анна Ахматова ("наша Зенитка"), Николай Гумилев, Андрей Белый. Поболеть за честь родного города, на трибуны Петровского пришли бы и Хармс с Олейниковым, и Ватинов с Введенским.

Л.Лурье

В сфере собирательства художественных сокровищ и организации музеев сосуществование Москвы и Петербурга очень похоже на многовековой футбольный матч. Москва заранее получила фору. Оружейную палату. Но молодой город с юным пылом метко закатил своей бабушке в ворога ответный гол петровскую Кунсткамеру. Петербург стал превращаться в город консервативного историзма, и Москва забивает очередной мяч в его ворота. Матч, тем не менее, не кончился. Последний гол конца тысячелетия проект Эрмитаж-Гуггенхайм забит в московские ворота Петербургом, и время покажет, как это отразится на матче.

А.Ипполитов.


ОБЗОР НОВОГОДНИХ ВЕЧЕРИНОК

"Бал Темирканова" в Юсуповском Дворце (вход 250 у.е.).
Политкоммерческий полусвет, фейерверк, паданье в бассейн с шампанским. Евгений Кисин лихо стучал по роялю в знаменитом театре, расшатав клавиши инструмента, помнящего П.И.Чайковского; острые каблучки ну воришек изуродовали паркеты дворца***

Салон Глюкли (приват.).
Традиционная подборка гимназисток, литераторов, художников. Танцы. Рекорд длительности - 3 дн.****

Салон Георгия Гурьянова (некоммерч., только для элиты).
Лучшие DJ's, богемный бомонд в вечерних туалетах и классических интерьерах, украшенных гигантскими полотнами хозяина салона. Чил-аут. Конкурс домашних заготовок.*****

Бархинское "Счастье" в Союзе Художников (вход 250 р.руб.).
Клерки со своими квакушками, разбавленные рейверами. Единственное украшение вечеринки - очередная огненная битва "речников" на бензопилах. ***

Клуб "Декаданс".
Провальная вечеринка. Заготовленным роскошествам никто не порадовался: из-за народного гулянья была отменена парковка, и н.р. не рискнули добираться до клуба пешком через толпы пьяной черни на набережной.*

Опен-аир у Пиотровского на Дворцовой пл. (некоммерч.).
Рекорд посещаемости - 1 млн. гостей. Стиль 18-векового "быкодрания", реки водки и сов. шампанского. Разведение моста с показами a'la Мовсесян. Разгулявшаяся чернь под крики "так не доставайся ты никому!" спалила петардами Славу на арке Гл. Штаба, уже проданного Гугеннхаиму.****


До две тысяча третьего года осталось 730 дней!