ОКТЯБРЬ - 2003

НОВОСТИ  

МОРДОЙ ДА В АУСТЕРЛИЦ
Прошедший в октябре грандиозный фестиваль "Культура Австрии на берегах Невы", представивший ряд ярких проектов, в целом, мало чем удивил СПб публику. Зато австрияков кое-что удивило, что-то поразило, а многое возмутило. Что же это было? Конечно же, поведение наших поэтов: из-за запрета на дуэли и прекращения репрессий их отстрел уже много лет не ведется, а поголовье и распущенность растут. Можно предположить, что поэты вспомнили прихваты "Новых художников", закидавших их блинами с икрой на "русской вечеринке" у французского атташе по культуре в середине 80-х. Как всегда, драку спровоцировал известный жуир и забияка Голынко-Вольфсон. На банкете после русско-австрийских поэтических чтений, проводившихся во дворце-квартире А.А.Ахматовой, оскорбленная Вольфсоном поэтесса Шварц запустила в него бокалом с вином. Вольфсон, естественно, кинул в нее своим бокалом, но попал в поэта Завьялова, чья роскошная белая рубашка обагрилась на пушкинский манер. Не успел Завьялов повести плечами, как Шварц кинула в Голынко пепельницей, но попала в голову поэтессы Туровской. И тут такое началось! Во время потасовки австрийская атташе по культуре, не разобравшись, набросилась на Зину Драгомощенко, а затем выбежала вон. А Аркадий Драгомощенко, конечно же, бросился за ней. А потом вернулся и всех обложил матом. Все неплохие люди, да с такой меткостью хорошим поэтом не скоро станешь.

Ф.Укокошко

АКТУАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА ПЕТЕРБУРГА
В начале 90-х, на заре ларькового капитализма, ряд художников и критиков посвятили этим убогим строениям несколько снисходительно-ироничных проектов. Но они не смогли разглядеть за лесом киосков зарождение большого стиля. Ныне, к 300-летию СПб украсился целой плеядой дворцов ларькового типа из зеркального стекла, металла и бетона. Особенно похабно выглядят те, которые, ловя новое купечество на аристократических претензиях, пародируют формы близлежащих классических построек. Это дом-нарост у Михайловского замка и торговая палатка тридцатиметровой высоты у Дома Кино на Итальянской ул. К курьезам можно отнести дом-Незнайку, прозванный так за напяленный на него по проекту главного архитектора города дурацкий колпак, на углу Староневского и Суворовского.

Ж-З.Журден

САМОКРИТИКА, КАК ПИАР?
Дадаистский рекламный ход сделал Европейский Университет. В петербургских бульварных журналах на целую полосу он разместил лоскутный ковер из маленьких бытовых фотографий, поверх которых приведены название и адрес этого учебного заведения и надпись большими латинскими буквами "Fyg-Nya" (тарабарск.- фигня) и обведено слово "YOUR" (англ.- ваш, твой). Возможно, что университету удастся таким смелым приемом оттянуть на себя часть продвинутой состоятельной молодежи от Университета Профсоюзов, Института "Pro arte" и Барт-колледжа. Во всяком случае, она радикально отличается от унылой рекламы, созданного при "Буфете" Свободного Университета-2, претендующего на авангардное наследие Свободного Университета 1988г. Юхананова-Курехина-Новикова и др., но больше напоминающей по стилю программу курсов повышения квалификации бухгалтеров.

Сюсин-Пусин

КРАСНЫЙ ПИАР
Периодически перед СПб деятелями культуры остро встает проблема денег. В 1998 году ее без смущения решила куратор М.Колдобская, устроившая в Музее Нонконформистского Искусства шоу "I love деньги". Пять лет спустя, парижский художник и издатель журнала "Мулета" Толстый опять ощутил финансовые проблемы. Для их решения он организовал издание очередного № своего журнала "Мулета-Деньги" и сопутствующую выставку в Музее Городской скульптуры, к которым он привлек лучшие бескорыстные силы в лице О.Котельникова, В.Шинкарева, Б.Козакова, П.Крусанова, М.Алексеевой с журналом "Кантри Лайф" и др. Но оказалось, что главным действующим лицом проекта были вовсе не деньги, а сам Толстый, чья симпатичная физиономия украсила обложку издания, а работы в технике "мудростью по рублю" занимали большую часть выставки и каталога. Упитанная фигура Толстого выделялась перед камерами на фоне скромно подъедающих на заднем плане дистрофичных СПб звезд. Утверждаемая новым изданием мысли, что деньги - говно не свежа, это сказал еще старикан Фрейд, а Сусанинъ, в отличии от своего коллеги Моисея не рогат, а потому так и не понял, кто же должен свирепеть на "Мулету-Деньги"? В толстый журнал "Мулета" по цензурным соображениям не вошли стихи поэта Худого:

Капуста в жопе
Деньги - бабки
В Европе
Не осталось шапки
Не прогоревшей…

Сорю деньгами
Добра не жалко
Дурю.
Шумит городская свалка:
Оп……вши.

***

Лавэ, бабло или башли
Лови кайло и не кашляй!

***

Завеса приоткрылась
Скрывая телеса
Даная оголилась
На торс и волоса
Златым дождем пролилась
Зевесова роса.

***

Лопнул банк под дулом танка
Полный крах, но банк не банка
В банках со времен отцов
Полна жопа огурцов!

Прибор Прибоев


А "ДИНАМО" БЕЖИТ?
На шестом году существования "Осеннего Фотомарафона", традиционно стартующего в октябре с "Пушкинской, 10", к изматывающей гонке присоединился со своими фотовыставками не только ЦВЗ, но и Русский музей с Гос. Эрмитажем.

Салернитано Мазуччо

Е-Е-Е ХАЛИ-ГАЛИ, Е-Е-Е САМИЗДАТ!
Вышла в свет замечательная энциклопедия "Самиздат Ленинграда". По живости изложения издание походит на словарь по геологии нижнего докембрия. На презентации в хвосте у Пушкина собрались мастодонты литературного подполья. Собранье прошло чинно, по закону водкопоя - без ставших уже привычными поэтических драк. К моменту начала фуршета, как полагается, погас свет, так что матерые ветераны выпивали в привычной конспиративной атмосфере, раня вилами персты поэтов, тянущиеся к колбасе.

Задом О'Гранит

ЧЕЛОВЕК КРАСИТ МЕСТО
Подготовку к празднованию 300-лети СПб ударными темпами продолжает Гос.Русский Музей. "К первому снежку" завершилось озеленение Михайловского сада и изыскиваются средства к окраске неотреставрированного фасада Михайловского замка со стороны р.Фонтанки, на который, как говорят, краски не хватило, т.к. в первую очередь подновлялись фасады со стороны правительственной трассы. Некоторые трезво мыслящие аналитики связывают нехватку материалов с развитым художественным вкусом сотрудников ГРМ, красящих свои заборы и дачные домики в колера императорских дворцов.

Варежкин-Перчаткин

ОСОБЫЕ МНЕНИЯ
В "ПАиБНИ" открылась выставка, посвященная происхождению русского стиля "панк" на рубеже 1970/80, и его главным героям - солисту группы "Автоматические удовлетворители" Свину и лидеру некрореализма Юфе, культивировавшим капрофагию, музжество, экскгбеционизм и пр. Основная часть экспонатов, как ни странно, была обнаружена в запасниках Музея Новой Академии. Выставка вызвала восторг у посетителей; особым успехом пользовалась фотография Юфы, режущего свинью и ложка-заточка Тимура Новикова. Протопанки - Леонид Борисов и Владимир Яшке ("Боярышник") братались с внучками в "ирокезах" ("33 портвейн"). Тем не менее, по поводу реальных предпосылок появления "панка" в СССР были высказаны самые противоречивые суждения. Так, Александр Менус (5 лет трезвости) утверждал, что район хрущеб в Купчино, где, собственно, зародился "панк", был своеобразной "чертой оседлости", гетто, куда выселялись евреи-вольнодумцы, ставшие первыми панками. Яшке же со слезами раскаянья уверял, что это он Свинью всему научил. Заливался он так сильно, что никто на Пушкинской,10 не пустил его ночевать, и гуру-панк уснул на подоконнике в назидание потомкам.

П.Чуня

НА РАДОСТЬ ФИНАНСИСТАМ
Последним писком моды среди независимых художников СПб стали выставки в игорных домах. Организатором ряда шоу в казино "Премьеръ" стал нонконформист-медиамагнат г-н А.Белкин. Смелое начинание сразу же поддержал внимательный ко всему новаторскому г-н В.Воинов, выставивший на пути от рулетки в ресторан "Палкинъ" пол дюжины своих коллажей, остроумно составленных из ассигнаций, банковских билетов и ценных бумаг. Использование денежных знаков в произведениях искусства в наши дни стало мерилом солидности автора. Помимо г-на Воинова, во главе нового направления стоят такие арт-олигархи, как г-да Г.Зубков, В.Шинкарев, Толстый, А.Флоренский, А.Хлобыстин и др. Эксперты, также, предсказывают в ближайшее время повышение котировок бордельной тематики.

Оле Лукойл

СТОЛБЫ ЛТ. ШМИДТА
Победителем конкурса на памятник Иосифу Бродскому стал скульптор Владимир Цивин ($15 тыс.), по проекту которого нобелевский лауреат ($70тыс.) предстанет в виде двух гранитных столбов на набережной Лейтенанта Шмидта. Такое абсурдное иконоборческое решение образа поэта, с одной стороны, говорит о тотальном зомбировании коллективного бессознательного скульптора и членов комиссии образом порушенных нью-йоркских башен-близнецов. С другой стороны, все это заставляет вспомнить рассказ покойного зам. дир. по науке Петергофа Ильи Гуревича, о том, как они с Бродским, будучи юными ленинградскими тунеядцами, развлекались, показывая советским обывателям голые задницы в окне знаменитой комнаты на ул. Пестеля. Мраморный или позлащенный зад лауреата в мемориальном окне был бы лучшим его посланием современным петербуржуинам, претендующим на хор. вкус.

И.Бутербродский



ПО СТРАНИЦАМ ПРЕССЫ    

ПОМОИШНИЦА ГУБЕРНАТОРА

Баб на бабки!

"Financial Times" пишет, что политические аналитики московского Карнеги-центра считают, что "с учетом вложений Кремля в выборы В.И. Матвиенко, второй тур можно считать провалом". В этом большая заслуга, продолжают они, пиарщицы Юлии Беломлинской* (см. предыдущий № СЪ), которая в течении всей предвыборной гонки, находилась в суровом загуле, спуская московские деньги. Вечера экстаза и пляски св.Вита в ее исполнении надолго запомнились завсегдатаям злачных заведений петербургского дна.
Когда Юлия заявилась в кафе-Борей и попыталась непринужденно подсесть за стол к литераторам-неофундаменталистам, ее жестко отшил Наль Подольский, ссылаясь на ейный негигиенизм.
Беломлинская мнила себя обелить, громко крича, что не давала черного пиару, искренне любит Валентину Ивановну, которая "секси", и не считает проституцию позорной профессией.
СЪ рекомендует Юлии не кипятиться, а купить побольше "Тайду".

Поликарп Уносибоженоженкин

* Юлия Беломлинская - писательница, роман "Бедная девушка или Яблоко, курица, Пушкин", находим сдесь.


ЧУЖИМ ЛЮБИМЫМ УЧЕНИЦАМ НЕЗАСЛУЖЕННЫЕ ОДЫ НЕ ПОЮТ
Хотите, я с первого раза угадаю, что за картина встает у вас перед глазами, когда вы слышите слова "современный художник"? Вы представляете себе бородатого, изможденного водкой и игрой в шахматы типа, бросающегося к прохожим у отеля "Европа". Не спорьте. Я знаю, что угадал. Между тем, именно в нашем городе живут люди, картины которых спустя столетие станут украшать Эрмитаж, да и сегодня купить эти картины по карману не каждому. Самый известный пример - Ольга Тобрелутс. Девушка, на хрупких плечах которой держится репутация Петербурга как культурной столицы Восточной Европы. Тимур Новиков оказался последним великим русским художником. Ольга Тобрелутс была его любимой ученицей. Специально, чтобы познакомиться с Ольгой в Петербург приезжают киберпанк-писатель Брюс Стерлинг и продюсер группы U2 Брайн Ино. Ее нынешняя выставка называется "Кесарь и Галилеянин". Сходите, и сами увидите, что крикливые типы с заплеванными бородами - это вовсе не все, что может называться современным искусством.

Илья Стогов
"Контраст" 26.09.03


РУССКИМ КУРАТОРАМ СЛЕДОВАЛО ХЛОПНУТЬ ДВЕРЬЮ
В Берлине торжественно открылась выставка "Берлин-Москва 1950-1980". Выставку открывала министр культуры Германии Кристина Вайс. На десятой минуте возникло легкое беспокойство, что говорит она совсем ни о чем. Возникло ощущение, что отношения русской и немецкой стороны складывались здорово непросто: для плаката выставки была выбрана работа югославской художницы Абрамович. Когда заговорил министр культуры России Михаил Швыдкой, все стало совсем уж тревожно. В устах художественного руководителя провинциального драмтеатра эти слова еще бы прозвучали более ли менее естественно. В устах министра Швыдкого, мысль о том, что современное искусство устремлено к сокровеннейшему, а к тому же еще и бескорыстно, звучала на грани фола. Прямо страшно становилось, что же они там выставили, если ему приходится так блефовать. Больше всего эта выставка поражает тем, чего на ней нет. Никакого главного нерва нет. Нет образа времени. Трудно сказать, почему кураторы полностью отбросили историю. Какой-то непонятный немец непонятно что нарисовал, ну и бог с ним, идем дальше. И надо полагать, что немецкие зрители точно так же смотрят на наших. На мой взгляд, это несколько маразматическая игра ассоциаций. Это не кураторская работа, а диктат слабых старческих интуиций.

Григорий Ревзин
"Коммерсант" 29.09.03

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС  

В СВОДКАХ НЕ ЗНАЧИЛСЯ
Все средства информации, писавшие о выставке "Москва-Берлин", недавно открывшейся в Мартин Гропиус Бау, дружно умолчали о ее центральном событии. Крайне невнятная экспозиция, в которую, для поддержки малосостоятельных русских и немецких художников были включены также американцы, словенцы и др., сразу же померкла при появлении на вернисаже Адольфа Гитлера. Фюрер, пребывавший в хорошем расположении духа желал активно общаться с многочисленными представителями культурного истеблишмента двух бывших стран-противниц, чем вызвал всеобщую панику. Министры и деятели культуры шарахались, жались к стенам, а куратор Мизиано поспешил выпрыгнуть в окно. Надо ли говорить, что под образом Гитлера скрывался наш земляк Влад Мамышев-Монро, сменивший безвременно почившую Елену Рифеншталь-Исаеву на посту главного резидента в Германии. Сорвав хрякский вернисаж выставки, унижающей достоинство русского искусства, отважный разведчик скрылся, и объявился уже на фуршете в костюме простой русской бабы.

Со слов Екатерины Андреевой


НЕВОССОЕДИНИВШИЕСЯ
Когда в 1987 году "Поп-механика" уезжала с гастролей из Западного Берлина, в условленное время к поезду не явился модельер и актер некрокино Сергей Чернов. Время было еще достаточно жесткое, так что сопровождавший оркестр кэгэбешник помчался в гостиницу и приволок всосиску пьяного кутюрье, который упирался, отказываясь садиться в поезд под предлогом, что его придут провожать Бельмондо с Дж.Николсоном, с которыми он пьянствовал всю ночь. "Джек - это такой парень! - бредил Чернов - он со стола на спину может падать! Я так никогда не смогу…". Буйного и почти рыдающего модельера удалось скрутить и запихнуть в купе. Когда поезд тронулся, в окно все увидели выходящих на платформу Джека Николсона с расстегнутым Бельмондо.

Со слов Тимура Новикова


ГАЗАВАЯ АТАКА
Однажды вечером, в районе станции Удельная к художнику газа-невской волны Гоосу подвалили три чудовищных чеченца. От неожиданности живописец звонко вздристнул. Нападавшие, не ожидавшие наткнуться на бойца со столь нетривиальной воинской техникой, спешно ретировались, затыкая носы.

Со слов В.Сорокина


Я Б СТИХ ПРИРАВНЯЛ К ПУЛЕМЕТУ
Однажды странствующий проповедник, пивец и художник Владимир Сорокин прогуливался с фотографом Сергеем Свешниковым, беседуя о Бодлере. Навстречу им из темноты вышли люди с цепями и явным намереньем "прикурить". Быстро вычислив основного, Сорокин бросился к нему и закружил в вальсе, выкрикивая стихи проклятого поэта. Опешившие люди с цепями сочли за благо убежать прочь.

Со слов Свешникова


ПОЗОВИ МЕНЯ В ДАЛЬ СВЕТЛУЮ
В другой раз, писатели П.Крусанов и С.Носов издалека наблюдали, как к Владимиру Сорокину, находившемуся в донельзя возвышенном состоянии, подрулил милицейский "газик". Милиционеры окружили героя, готовясь его "свинтить". Однако Сорокин начал им что-то пылко говорить, выразительно жестикулируя и энергично указывая рукой куда-то вдаль. Стражи порядка тут же сели в машину и быстро скрылись вдали.

Сослов Очевидцев


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ АТЛЕТ
Случилось, что Иван Чечот очутился на Биеннале стран Балтийского моря. На интернациональной вечеринке, выпив, художники принялись меряться силой, поднимая двухпудовую гирю. Неожиданно для всех Чечот, не отличавшийся крепким телосложением, с легкостью выжал гирю 28 раз. После него никто из здоровяков- художников не смог повторить подвига русского удальца, скрывшегося под внешностью немецкого интеллигента. После того случая, заставившего всех задуматься о взаимосвязи интеллектуальной и физической мощи, Чечот и впрямь занялся гиревым спортом, породив чреду чудо-богатырей - искусствоведов, вставших куренем в галерее Навикула Артис.

Сослов Ершова


МЕРЗКИЙ СТАРИКАШКА

Приходиться встречаться с критикой, обвиняющей "Сусанина" в хамстве, клевете, антиглобализме, скрытом антисемитизме, неприкрытом младопингвинизме, завистливости, сусофилии и т.д., и т.п. На все эти детские глупости ред. "СЪ" может ответить следующее: дела обстоят гораздо хуже - "Сусанин" проводник людоедской, человеконенавистнической идеалогии крайне реакционных кругов, впадающих в шовинистический угар и вынашивающих зловещие планы мирового господства путем развязывания.

Главвред

ХУ из ХУ

СЪ продолжает публикацию и уточнение прозвищ, псевдонимов, должностей и санов
деятелей петербургской культуры.

Во-первых Трупырь и Пися-Череп - это одно лицо, а именно Леонид Константинов
† Бастинда - Ирина (?)
Бубенышь - Алексей Баранов
Плейшнер - (?)
Борман - (?)
Вальран - Валерий Козиев
Винтик - Владимир Ульянов
Шпунтик, Команданте Хулио - Михаил Кокорин
Виртуалочка - Алла Митрофанова
Гран Борис - Борис Кудряков
† Пти Борис - Борис Смелов
Дворник - Владимир Барсуков
ДГ - Дмитрий Григорьев
Ебнутая - (?)
Игорина - Игорь Безруков
Корнет - Евгений Волковыский
Матрос, Крокодил, Тенев - Константин Митенев
Фил - Андрей Филиппов
Фил - Вячеслав Филиппов
Карась - Сергей (?)
Пятачок - Дмитрий Храмцов
† Обезьян, Француз - Александр Пушкин
† Китаец - Анатолий Ромм
Когг, Толумбас - Станислав Макаров
Спайдер - Николай Палажченко
Черт - Илья Кнабенгоф
Маша-Лариса, Маша - Лариса Бородина
Филиппок - Вадим Воинов
Педрилка - Владимир Костюков
Вишня - Алексей Вишня
Сарай - (?)
Скард-Лапидус - Виктор Лапицкий
Сергей Сигей - Сергей Сигов
Ры Никонова - Анна Таршис
† Ахматова - Анна Горенко
Маруся Климова - Татьяна Кондратович
Лысая - Ирина (?)
Транк МК - Михаил Кондратьев
Солнышко - Юрий (?)
Kiss - Валерий Фесенко
Джанис - Евгения Фесенко
Алхимик - Андрей Олейников
† Ежик - Александр Майоров
† Слоник - Сергей Жаворонков
Дюймовочка - (?)
Крэйзи - Игорь Саркулов
Распылитель - (?)
† Гудзя - Родион Гудзенко
Седой - Владимир Килуновский
Хирург - Александр Залдастанов
Тиль-Мария-Валентин-Прохорыч-Самарин-Добрый - Валентин Смирнов
AXL (Аксель) - Борис Аксельрод
Штопа - Елена Пивгонен
Каспер - Юрий Каспарян
Скиф - Юрий Новиков
Птица - Ольга Шиврина
Игорь Суицидов - Борис Гройс
Константин Ротиков - Юрий Пирютко
Сека - Александр Секацкий
Антроп - Андрей Тропилло
Голынко-Кальсон - Дмитрий Голынко-Вольфсон
Базис - Олег Валуев
Умка - Анна Герасимова
Автандил Самый - Антон Белянкин
Ян - Дмитрий Ликов
Фантом - Илья (?)
Хаммер - (?)
Волос - Владимир Васильев
Волос - Феликс Волосенков
Констриктор Б., Ванталов - Борис Аксельрод
Панкер, Монозуб - (?)

НАШИ ЛЮБИМЦЫ

(продолжение)

У Николая Медведева живет кошка Мася.
У Олеси Туркиной и Виктора Мазина - кот ученый Василий Ромурзин.
У Алены Спицыной левретка Ада с дочерью.
У Леонида Борисова 4 неразлучных таракана и сверчок.
У Африки и Ирены Куксенайте кошка Фаня.
У Любови Аркус пес Чепчик † и такса Чапа.
У Татьяны Губаревой кот Шмоня и золотая рыбка Жопка.
У Татьяны Пономаренко - собака Тиберия, представляющая редкую версию белого спаниеля.

Продолжение следует

ОКТЯБРЬ - 2003